Альтернативы ДВС
Komatsu инвестирует в исследования и разработку альтернатив двигателям внутреннего сгорания, в том числе для карьерных самосвалов. Японский бренд поставил цель вдвое сократить выбросы CO₂ в своей технике к 2030 году. По мнению руководства компании, это сделает горнодобывающую отрасль безопаснее и экологически чище.
Уже несколько лет Komatsu занимается разработкой автономных карьерных самосвалов, самосвалов с электрической трансмиссией на альтернативных источниках энергии. Это тяжеловозы с троллейными системами, аккумуляторами, экологичными водородными топливными элементами. Автономные самосвалы, запущенные в коммерческую эксплуатацию компанией Komatsu в Австралии 10 лет назад, перевезли около 3 миллиардов тонн груза по всему миру.
Джейсон Артур, национальный менеджер Komatsu, отвечает за продвижение электроприводной спецтехники:
«За время моей работы произошло несколько крупных усовершенствований. Первое – внедрение в конце 1990-х годов бесщеточных силовых агрегатов переменного тока. Второе – появление электронных систем впрыска дизельного топлива. Третье – разработка двигателей Tier 4, в которых снижены выбросы твердых частиц и оксидов азота (NOx)».
Новейшие электрические карьерные самосвалы Komatsu Dash 5 с двигателями Tier 4 пользуются спросом в горнодобывающей промышленности. Более 140 единиц техники с двигателем Tier 4 были проданы по всему миру и наработали 1,2 миллиона часов с момента их коммерческого выпуска в 2018 году. Выбросы твердых частиц и оксидов азота от одного двигателя Tier 1, выпускавшегося до 1998 года, эквивалентны выбросам от 25 современных Tier 4.
«Десять лет назад наши двигатели были рассчитаны на 1900 об/мин в режиме движения. Агрегаты Dash-5 развивают 1800 об/мин в режиме движения и только 800 об/мин в режиме торможения. Это привело не не только к снижению уровня шума, но и к уменьшению расхода топлива».
Также, по мнению г-на Артура, у альтернативных источников энергии есть свои плюсы и минусы.
Например, троллейная система для самосвалов с электроприводом позволяет снижать производственные выбросы углекислого газа, расход топлива и обслуживание двигателя. Однако такой переход в большей степени выгоден предприятиям, работающим в регионах, где затраты на завоз дизельного топлива значительно выше, чем расходы на электроэнергию. Применение микрогибридной системы приводит к снижению объема двигателя, но требует достаточного количества аккумуляторов на борту и модернизированной системы охлаждения. Водород – источник топлива будущего. Однако, существуют проблемы, связанные с его хранением на борту. В связи с этим, необходимо найти решение, подходящее для конкретного применения и обеспечивающее определенную эксплуатационную гибкость.